Сущность спортивных игр заключается в противоборстве двух сторон, каждая из которых стремится превзойти соперника, преодолеть его активное противодействие и в соответствии с правилами добиться превосходства в достижении обусловленной цели игры. Из этого следует, что суть игрового соревнования заключается в нахождении оптимального пути к достижению победы каждый раз в новых, конкретных условиях спортивного поединка.
Сложность оптимизации конкретной соревновательной обстановки определяется действием многих факторов, объективных и субъективных. К ним относятся конкретное соотношение сил, условия соревнования, ход поединка, степень мобилизованности спортсменов, владение инициативой, нахождение правильных способов контригры каждым игроком и всей командой в целом и множество других постоянно действующих и внезапно возникающих факторов, определяющих конечный результат игры.
В этих условиях тактика становится определяющим и решающим элементом деятельности играющих, ибо тактика — способность использования в ходе соревнования все возможности для достижения оптимального результата. Эта способность включает выбор и использование средств, форм и методов спортивной борьбы, свойственных данному виду игрового соревнования.
В тактике проявляется присущая человеку способность адекватного отражения реального мира и творческого его преобразования. Она представляет самый динамичный элемент игровой деятельности. Чем выше скорость, интенсивность и динамизм игровых действий, тем более выражена тактическая деятельность играющих. Она проявляется в трех фазах:
— в отдаленном периоде подготовки, когда осуществляется разработка тактической модели игры;
— в период, непосредственно предшествующий соревнованию, когда происходит выбор тактического плана ведения игры;
— непосредственно в ходе соревнования, когда меняется на оптимальную с учетом контртактики противника.
В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность высших отделов головного мозга. Она детерминирована игровой реальностью и протекает по кольцевой схеме (рис. 3).
Тактическая деятельность носит выраженный комплексный характер и включает интеллектуальные и физические способности человека. Большую роль здесь играет память (зрительная и двигательная), в которой хранятся следы прежнего опыта положительного решения сходных игровых ситуаций. Само же решение осуществляется путем ассоциаций, т. е. на основе сопоставления реально воспринимаемой ситуации с аналогичной или близкой к ней, решение которой хранится в долговременной памяти.
Восприятие, анализ и мысленное решение игровой ситуации протекают постоянно и в тесной связи друг с другом. Мысленное решение складывается из автоматизированного поиска аналогов в двигательном опыте и экстраполяции оптимального двигательного решения. Его осуществление может сопровождаться достижением желаемого результата или, наоборот, его отдалением. Сличение полученного результата с программируемым осуществляется акцептором действия; он же формирует корректирующие команды, способствующие достижению необходимого результата.
Последующее изменение игровой ситуации требует нового анализа и решения. Так замыкается цикл сенсомоторных процессов, составляющий содержание тактической деятельности.
Тактика — один из разделов общей теории спортивной борьбы, рассматривающий вопросы оптимизации соревновательной деятельности, ведения конкретного спортивного поединка. Слово «тактика» произошло от древнегреческого слова, означавшего «приведение в порядок».
К тактике относят весь комплекс средств, используемых в соревновании. Тактика имеет свои формы, средства и методы. Ее форму составляют тактические действия, используемые отдельными игроками, группой игроков и всей командой.
Тактическая деятельность осуществляется в процессе использования техники игры, которая выступает в роли средства тактики.
Системное использование различных тактических средств образует методы, с помощью которых решаются тактические задачи. К ним относят разнообразные способы организации командных действий, тактические системы и их варианты, целесообразно используемые в ходе соревновательной борьбы. Основное назначение тактических систем состоит в упорядочении индивидуальных и групповых тактических действий для их оптимизации в конкретных условиях спортивной борьбы.
Внутреннюю структуру системы составляет определенная расстановка игроков и распределение игровых функций. Избранная расстановка предопределяет характер взаимодействия между игроками.
Тактическая система игры — это высшая форма организации действий играющих. Цель ее — подчинить действия одного интересам всей команды. Использование системы обеспечивает наиболее эффективную форму проявления тактической деятельности — организованные действия коллектива.
К методам тактики относят и такие понятия, как стиль, темп и ритм игры.
Стиль игры, а вернее поведение игрока на площадке, может быть активным, наступательным, и пассивным, оборонительным. Игровая активность ставит целью подчинить действия соперника своему замыслу и таким образом подавить его, лишить возможности реализовать свой план действия. Пассивный стиль, иногда называемый выжидательным, строится на расчете на ошибку соперника. Эта тактика редко приносит победу и лишает игру красоты активного соперничества.
Стиль игры обычно диктует и ее темп. Активный стиль ускоряет темп игры, увеличивает ее динамизм и интенсивность. Пассивный стиль, напротив, замедляет ее течение, а иногда просто «убивает» игру, особенно когда обе стороны не хотят или не могут взять на себя инициативу. Чтобы заставить соперников действовать более активно, в правила некоторых игр включены пункты, ограничивающие возможность ведения пассивной игры (длительность контроля мяча и т. д.).
Темп игры ускоряют в такие моменты, как завершение тактической комбинации, неорганизованность соперника, усталость и растерянность соперника, отставание в счете в конце игры.
Замедленный ритм целесообразен, когда противник физически сильнее, в конце игры нужно сохранить разницу в счете или необходимо восстановить силы перед решительными действиями.
Эффективность тактических действий зависит от умения использовать принципы тактики, в которых выражены основные требования к играющим. К числу общих принципов относятся:
1. Предугадывание действий соперника, которое обеспечивает возможность опережения и, следовательно, разрушения его замысла. В основе предугадывания лежит так называемое рефлексивное мышление, когда игрок планирует деятельность и за себя, и за своего противника; особенно существенна роль опережения в защите.
2. Современность действий — это главное условие их эффективности. Задержка или опережение во времени, пусть даже самые минимальные, означают проигрыш пространства.
3. Уменьшение числа своих ошибок. Любая игра изобилует ошибками, которые делят на свои и вынужденные. Собственные ошибки игрок допускает либо по невнимательности, либо в силу неумения. Такие ошибки постоянно присутствуют в игре. Чем больше их доля в общем количестве ошибок, тем меньше шансы на достижение победы.
4. Постоянное взаимодействие и взаимопомощь. Этот принцип можно назвать законом командной игры. Только взаимодействие игроков обеспечивает преимущество над соперником одинаково сильным, но неорганизованным. Принцип коллективизма требует взаимопомощи игроков, создающей чувство единства и общности действий.
Существуют и частные принципы. Например, в играх с непосредственной борьбой за мяч для атакующих важно:
— обеспечить контроль за мячом; владение мячом не только позволит создать условия для успешного завершения атаки, но и лишает соперника возможности провести атаку;
— обеспечить сохранение и смену позиций; расположение игроков на позициях облегчает контроль за мячом, а смена их открывает возможности для действий на свободном и удобном месте, позволяющих успешно завершить атаку; в случае неудачи смена позиций позволяет сохранить контроль за мячом;
— согласовывать индивидуальные и групповые действия; разрозненные, сугубо индивидуальные действия легко прерывать коллективным противодействием. Поэтому важно умело сочетать активные индивидуальные действия с групповыми, усиливающими эффективность нападения. Но даже и при использовании взаимодействий ведущая роль должна сохраняться за индивидуальной инициативой игроков.
Для действий обороняющихся важное значение имеют следующие принципы:
1. Сохранение защитного равновесия, что проявляется в стремлении поддержать равенство сил на каждом участке площадки. В ответ на попытки нападающих разрушить это равновесие, создать численное превосходство, защитники должны восстановить количественное соотношение игроков и контроль за наиболее важными участками площадки.
2. Постоянство атаки. Наибольшую опасность всегда представляет игрок с мячом. Чтобы сузить его возможности, затруднить выбор и осуществление правильного решения, его необходимо постоянно атаковать, чтобы отобрать мяч или вынудить действовать нужным для защищающихся образом.
Таким образом, основная направленность тактической деятельности заключается в управлении вариативностью действий.
Тактика имеет определенные функции, но все же выполняет подчиненную роль по отношению к стратегии.
Стратегия — это теория спортивной борьбы, понимаемая как искусство управления подготовкой спортсмена и ведения спортивной борьбы.
В общей стратегии выделяют генеральную, подготовительную и оперативную стратегию и тактику.
Генеральная стратегия определяет пути развития данного вида спорта; подготовительная рассматривает вопросы учебно-тренировочной работы и подготовки спортсменов. Оперативная стратегия сосредоточивается на управлении в ходе соревновательной борьбы. Она тесно связана с тактикой. Ее задачи — разработка и применение тактических альтернатив в рамках долговременной подготовительной стратегии.
Задачи стратегического характера следующие:
— определение предполагаемых для использования тактических схем;
— подготовка предпосылок для их реализации;
— подготовка возможных тактических альтернатив и привыкание к возможным контрмерам, требующим творческой импровизации.
Стратегические цели реализуются с помощью тактики, построенной на использовании своих сильных сторон и слабостей соперника, а также стихийно возникающих ситуаций.
Таким образом, достижение промежуточных и заключительных результатов спортивного поединка осуществляется путем оптимизации игровых ситуаций, решения их выгодным для каждой из соперничающих сторон образом. Поэтому решающую роль здесь приобретает выбор адекватных ситуаций технико-тактических средств и своевременное их применение.
Их эффективность зависит не только от выбора и своевременного его осуществления, но и от величины физических и психических усилий, необходимых для преодоления сопротивления соперника. Следовательно, первоосновой тактической деятельности всегда остается интеллект, воля спортсмена.
Целостная взаимосвязь и соподчинение всех элементов тактической деятельности показаны на рис. 4.
На схеме видно, что главенствующую роль играют общая и оперативная стратегии, определяющие цели, задачи и способы достижения спортивного результата. И тем не менее центральное место в этой сложной иерархии принадлежит спортсмену — носителю мысли и творцу своих достижений. Его знания, умения и навыки, физические возможности и тактические способности, трансформируясь в индивидуальные и коллективные тактические действия, создают игру и в конечном счете определяют ее результат.
И это закономерно, поскольку успех в игровом состязании прежде всего связан с быстротой решения тактических задач. Для этого необходимы быстрота восприятия и зрительного различия, быстрота зрительно-моторной реакции и мышления. Вместе с другими качествами (сенсомоторными и интеллектуальными) они составляют тактические способности.
Как показывают исследования, эти способности носят преимущественно благоприобретенный характер. У детей, систематически занимающихся спортивными играми, они начинают проявляться в 10—11 лет, способность к сенсомоторному реагированию развивается до 16 лет, но наиболее интенсивно оперативное мышление формируется в 14 лет (Лопаев В. К., Шидловский А. П.).
Вот тут я нашёл классный азартный сайт azart.net про букмекерские конторы, где есть рейтинг и обзоры букмекеров для России 2021 с лицензией официально от ФНС России плюс хорошо расписаны стратегии ставок на спорт.
ОтветитьУдалитьОчень интересная и понятная статья. Я пыталась читать Быкова, там терминологией весь мозг поломала. У вас же, все доходчиво. Спасибо большое.
ОтветитьУдалитьВот бы вы перевели еще и Чернова с его структурой взаимодействий..)
ОтветитьУдалить