четверг, 7 июня 2012 г.

Возникновение игр

В многообразии средств физического воспитания игре принадлежит совершенно особое место. Ее значение выходит далеко за рамки тех представлений, с которыми мы обычно подходим к оценке средств физического воспитания.

Возникновение и .использование игр в воспитательных целях относятся к начальному этапу становления человека. Появление игры было оправдано с биологических позиций необходимостью передачи опыта от одного поколения к другому. Трудовые процессы, и прежде всего охота первобытного человека, требовали силы, ловкости, выносливости и специальных навыков. Игровая форма обучения способствовала накоплению и передаче знаний и опыта старших младшим, совершенствовала необходимые качества и в конечном итоге во многом определила победу человека в борьбе с природой.

Формы проявления игры чрезвычайно многообразны. Они совершенствуются и усложняются вместе с развитием общественной жизни. Сфера ее применения в наши дни значительно расширилась. Не только педагоги, врачи, психологи, но и философы, математики, экономисты, военные сегодня пристально изучают законы этого явления. Они стремятся понять их и использовать на благо человечества.

Игра по праву занимает одно из центральных мест в сфере физического воспитания. Только игра является одновременно и средством и методом физического воспитания.

Сложность того, что принято называть игрой, нагляднее всего обнаруживается при знакомстве с различными теориями, объясняющими происхождение и значение игры. Учеными выдвинуто множество точек зрения, но все они могут быть сгруппированы вокруг двух основных. Одни утверждают извечность, неизменность игры и ее первичность по отношению к труду. Другие, наоборот, считают, что именно труд рождает игру, определяет ее содержание и развитие.

Борьба этих двух противоположных точек зрения отражает борьбу взглядов материалистов и идеалистов, борьбу марксистской и буржуазной философской мысли.

Проявление идеализма в вопросах происхождения и роли игры выражается в отстаивании метафизического взгляда о непознаваемости сущности игры, в которой будто бы проявляется врожденное и бессознательное стремление, вызываемое некими таинственными силами. Тем самым утверждается извечный характер игры и ее первичность по отношению ко всем другим социальным явлениям. Отсюда следует тезис, что между игрой человека и животных нет принципиальной разницы, как нет и сходства между игрой и трудом.

Эти ложные посылки влекут за собой такие же практические рекомендации. Придерживаясь теории «свободной игры», идеалисты требуют «свободы самовыражения» и отрицают необходимость педагогического руководства деятельностью играющих. Во что и как играют дети, таким «теоретикам» безразлично. Однако при этом они сознательно культивируют игры, в которых господствует грубая сила, утверждая, что в них находит выход присущий-де человеку «инстинкт агрессии и разрушения».

Совсем иначе понимают роль и значение игр ученые-материалисты. Основоположники марксизма-ленинизма, указывая на важность всестороннего умственного, физического и нравственного воспитания, неоднократно подчеркивали значение использования игр с этой целью.

Ученые-марксисты показали историческую роль труда в процессе становления человека. Им же принадлежит заслуга правильного истолкования значения игры, ее происхождения и связи с трудом.

Г. В. Плеханов первым высказал мысль, что в жизни человеческого общества труд старше игры, несмотря на то, что в жизни ребенка игра предшествует труду.

В игре находят свое отражение окружающая действительность, материальные условия жизни общества. Это отражение является продуктом деятельности сознания, которое в полной мере присуще человеку — носителю высших интеллектуальных форм деятельности.

Игра — процесс моделирования реальных жизненных условий. Смысл его заключается в том, что связанные с ним упрощения облегчают приобретение жизненно необходимых навыков и умений. В игре, как и в жизни, деятельность направляется сознанием. И именно поэтому совершенствуются его психические механизмы, способствующие формированию целостной личности человека.

Первоначально стремление играть возникает как подражание тому, что привлекает внимание ребенка. Труд родителей, увиденное и услышанное — все это может стать содержанием игры. И чем больше накопленный опыт, тем богаче сюжет игры, сложнее взаимоотношения между играющими.

Коллективность действий и появление тактики в игре становятся возможными благодаря способности человека мыслить. В свою очередь, и сами эти качества в процессе игры непрерывно совершенствуются. Таким образом происходит взаимное обогащение, усложняется содержание игровой деятельности и углубляется ее воздействие на формирование этих качественных особенностей самого человека.

В историческом плане игра оказалась одним из тех необходимых мостиков, который соединял поколения, помогал человеку накапливать и передавать жизненный опыт.

Возникнув в труде, игра к труду же и готовит. И хотя она отличается от труда, она все же отражает его основные признаки. Это прежде всего реальная, осознанная деятельность, вызывающая сходные психические и эмоциональные реакции. Поэтому в жизни ребенка игра предшествует труду.

Содержание игр тесно связано с трудовыми процессами и производственными отношениями. Неизбежные изменения в этой области вызывают отмирание одних и рождение других игр. Этот непрерывный процесс развития лучше всего опровергает утверждения об инстинктивном характере игры и связанной с этим неизменности ее содержания. В этом также коренное отличие игр человека от так называемых игр животных, содержание которых не поднимается выше врожденного инстинкта.

Главная социальная функция игры — подготовка к труду нового поколения. Именно в игре, где творчески воссоздаются реальные жизненные ситуации, наилучшим образом формируются качества личности, определяющие успешность трудовой деятельности человека. В процессе игры происходит развитие и становление личности ребенка, а следовательно, развивается и совершенствуется общество в целом.

В социалистических условиях исключительное значение приобретает и влияние игры на формирование способностей к совместной деятельности по достижению общей цели.

Современное производство требует коллективных усилий, поэтому появление такого качества нужно рассматривать как существенный фактор социализации личности.

Одна из характерных особенностей игры—ее добровольность. Свобода выбора этого «упражнения в радости» открывает широкие возможности для индивидуального использования игр в свободное от основных занятий время. Известно, что научно-техническая революция увеличивает долю свободного времени. Правильное использование свободного времени помогает всестороннему развитию человека, наполняет широким содержанием его жизнь. Будучи самым привлекательным средством активного отдыха, игра выполняет исключительно важную социальную функцию — воспроизводство творческого потенциала современного общества.

Нельзя не сказать и еще об одной функции игры: она фактически представляет собой первооснову спорта. Современный разносторонний спорт родился из самого простого игрового состязания. Кто-то убегал и кто-то догонял, что по прошествии многих веков превратилось в соревнование бегунов, пловцов, велосипедистов. И сегодня игра по- прежнему выполняет эту свою первоначальную роль: для каждого она — дорога в мир спорта. «От игрового соревнования — к спортивному состязанию» — таким стал магистральный путь, обеспечиваю¬щий постоянный прогресс спорта.

Многим обязаны игре и современные культура и искусство. Всякая игра есть результат народного творчества: в ней отражен национальный быт и характер. И недаром самыми популярными всегда - Остаются национальные игры.

История свидетельствует, что уже в Древнем Египте и Древней Греции игры были превращены в одно из самых активных средств воспитания. И тогда же в принципах использования игр начали проявляться интересы господствующих классов. В современном капиталистическом обществе они превращены в средство приобщения юного поколения к идеологии господствующих классов.

Возможности использования игр в воспитательных целях чрезвычайно разнообразны. Особую ценность представляет тот факт, что в период активного формирования — в детские и юношеские годы — игровая деятельность занимает наибольшее место.

Комментариев нет:

Отправить комментарий