четверг, 7 июня 2012 г.

Принципы спортивной тренировки

Спортивной тренировке свойственны свои закономерности, которые необходимо учитывать при организации и проведении занятий спортивной направленности. К ним относятся:

— направленность к высшим достижениям, углубленная специализация,
— единство общей и специальной подготовки спортсмена, 
— непрерывность тренировочного процесса,
— постепенное и максимальное увеличение нагрузок,
— цикличность тренировочного процесса, '
— волнообразность изменения тренировочных нагрузок.

Принцип направленности к высшим достижениям, углубленной специализации. Ведущая цель спортивной деятельности — достижение высоких спортивных результатов. Путь к ним нелегок и сопряжен с длительной углубленной специальной подготовкой. Вместе с ростом подготовленности растут и спортивные результаты. Но высшие достижения становятся доступны только в результате многолетней специализированной подготовки. На первых ее этапах закладывается фундамент — ведется широкая разносторонняя подготовка. Затем расширяются функциональные возможности, осваивается содержание спортивной деятельности и приобретается соревновательный опыт. Достижение максимальных результатов обусловливается и возрастными возможностями занимающихся. Зона таких достижений находится в пределах 20—25 лет.

Принцип единства общей и специальной подготовки. Тренировка должна обеспечивать гармоническое физическое и духовное развитие занимающихся. Узкоспециализированная направленность ущербна, она не способствует достижению высоких результатов. Это особенно опасно на начальном этапе подготовки, когда такой подход, называемый «натаскиванием», вначале позволяет блеснуть, а позже прекращает всякое совершенствование занимающихся. Только единство специальной и общей подготовки обеспечивает планомерный рост спортивного мастерства. Реализуется принцип в процессе изучения учебного материала, достижения всесторонней физической подготовленности, овладения общими основами техники и тактики игры и специальными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения избранных игровых функций.

Принцип непрерывности рассматривается как один из наиболее важных. Он предполагает систематичность в тренировочных занятиях на протяжении всего года и многих лет и обязательное чередование нагрузки и отдыха. Каждое последующее занятие должно совпадать с остаточной реакцией организма после предшествующего занятия. Это позволяет углублять воздействие занятий и добиваться высокой прочности двигательных навыков. Отдых между занятиями необходим, но вместе с тем длительные перерывы недопустимы. Они снижают работоспособность организма, ухудшают владение двигательными навыками. Восстановление после тренировок развивается волнообразно: сначала работоспособность падает, а затем растет выше исходного уровня. И именно на эту фазу нужно планировать следующую тренировку. Тогда будет достигнут эффект постоянного прироста работоспособности.

В отдельных случаях занятия проводят и при неполном восстановлении организма. Таким образом усиливается общее влияние тренировочных занятий. Естественно, что такие напряженные тренировки должны проходить при строгом врачебно-педагогическом контроле.

Принцип цикличности отражает особенности жизненной деятельности организма. Учет этой закономерности требует использования в учебно-тренировочном процессе различных циклов, которые постоянно меняются и повторяются на разных этапах подготовки. В практике распространены большие (многолетние), средние (годичные, полугодичные) и малые (недельные) циклы. Содержание каждого цикла меняется в зависимости от этапов, задач и условий тренировки. Однако существует общая тенденция усложнения содержания и требований, повышения нагрузки по мере роста подготовленности занимающихся. Это особенно заметно в характере многолетних и годичных циклов, которые лежат в основе планирования спортивной тренировки.

Принцип постепенного и максимального увеличения тренировочных нагрузок. Достижение высоких спортивных результатов невозможно, если в процессе тренировки не используются большие нагрузки. С первых этапов подготовки степень воздействия на организм занимающегося должна постепенно увеличиваться, иначе очень скоро рост спортивного мастерства приостановится. Только использование максимальных для данного уровня подготовленности нагрузок обеспечивает расширение функциональных возможностей занимающихся и совершенствует владение технико-тактическими приемами.

Нагрузку характеризует координационная сложность, величина (или объем выполняемой работы) и интенсивность (степень напряженности). До определенного предела объем и интенсивность используемых нагрузок могут расти параллельно. Но затем обязательно следует скачкообразный подъем на более высокую ступень. Такое качественное преобразование раскрывает резервные возможности организма и включает их в обеспечение спортивной деятельности. Нарастание нагрузок и особенно применение максимальных предполагает систематический и всесторонний врачебно-педагогический контроль.

Принцип волнообразности изменения тренировочных нагрузок тесно связан с предыдущим принципом и обеспечивает планомерное расширение функциональных возможностей организма занимающегося. Прямолинейное увеличение нагрузок себя не оправдывает — организм не успевает накопить новые качественные изменения. Наоборот, такое увеличение быстро истощает его резервы. Поэтому тренировка строится на основе волнообразных изменений тренировочных нагрузок — внутри отдельных периодов и циклов они постепенно нарастают и достигают своего пика примерно в середине цикла, а затем плавно снижаются. В следующем цикле картина повторяется. В относительно больших циклах меняются общая величина и характер нагрузки, одновременно она варьирует внутри входящих в него малых циклов. Такая ритмичность совпадает с характером физиологических процессов, происходящих в организме, и обеспечивает более совершенное его приспособление к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

Все эти принципы тренировки тесно связаны с педагогическими принципами и являются определяющими при построении учебно-тренировочного процесса. Их тщательное соблюдение обеспечивает достижение спортивного мастерства занимающихся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий