четверг, 7 июня 2012 г.

Спортивными называют игры

Спортивными называют игры, по которым проводятся разно-образные спортивные соревнования. В сравнении с бесчисленным множеством игр, созданных на протяжении всей истории человечества, они составляют довольно ограниченную группу отличающуюся сложностью правил и содержания.

Содержание деятельности в спортивных играх определяется едиными правилами. Правила представляют собой общепринятые ограничения, регламентирующие поведение соревнующихся. Они же служат эталоном при определении игрового превосходства. В отличие от других видов спорта в играх победители спортивных соревнований- определяются по количеству набранных очков. Их присуждают за достижение условно поставленной цели (попадание мяча в ворота или в площадку, защищаемую соперником; большее количество выбитых фигур или перебежек; опережение соперника в попытке первым выполнить определенные условия игры и т. д.).

Спортивные игры — это протекающее в рамках правил противоборство двух сторон, направленное на достижение преимущества, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры.

В большинстве игр с мячом ход игры имеет выраженный фазовый характер. Обычно различают три фазы:

— фаза нападения, когда одна из сторон владеет мячом;
— фаза защиты, когда другая сторона действует без мяча;
— промежуточная фаза, когда ни одна из команд мячом не владеет.

Фазы игры, в свою очередь, делятся на отрезки, в которых решаются частные задачи. Содержанием их являются определенные игровые ситуации. Некоторые из этих ситуаций постоянно и точно повторяются в соответствии с регламентом игры. Такие ситуации называют стандартными положениями. Это, например, удар от ворот в футболе, штрафной бросок в баскетболе, подача мяча в волейболе или теннисе. Другие ситуации также довольно часто повторяются в ходе игры, но при этом точность их воспроизведения не регламентируется правилами. Их называют типовыми игровыми ситуациями. К их числу относят единоборство двух участников или действия группы игроков против равного или неравного числа соперников на определенном участке площадки (двое против одного или двух и т. д.), в итоге которого реализуется цель игры.

В той или иной игровой ситуации участники используют специальные действия, получившие название игровые приемы. В зависимости от обстоятельств участники применяют индивидуальные или коллективные действия.

Индивидуальные игровые действия — это комплекс двигательных действий, используемых в игре для решения данной ситуации.

В соответствии с фазовым характером игры различают индивидуальные игровые действия в нападении и в защите.

Индивидуальные действия играющих представляют собой основной компонент игровой деятельности. С их помощью решается большой круг задач.

Каждый участник обязан владеть всем разнообразием индивидуальных действий, чтобы быть в состоянии решать любые задачи, с которыми он сталкивается в ходе игры. В типовых ситуациях используют игровые навыки.

В большинстве спортивных игр с обеих сторон действуют не от-дельные участники, а коллективы (команды). Поэтому игровые задачи решают чаще всего при взаимодействии всех участников команды.

Коллективные действия предполагают одновременное участие в решении конкретной игровой ситуации не менее двух игроков. Всякое согласование действий требует взаимопонимания. Оно выражается в понимании цели, места и времени взаимодействия всеми участниками. Таким образом, коллективные игровые действия представляют сознательное взаимодействие двух и более игроков, основанное на адекватном понимании задач в данной игровой ситуации.

Наличие в игре типовых ситуаций предопределяет возможность предварительной подготовки и специального изучения способов их эффективного решения. Продуманные и заранее разученные взаимодействия называют комбинациями. К ним относят действия, в которых происходит кратковременное взаимодействие игроков.

Достижение превосходства в игре в первую очередь зависит от планомерного и организованного использования индивидуальных и коллективных действий играющих. С этой целью наряду с комбинациями применяют определенные формы организации взаимодействия игроков команды в защите и нападении — системы игры.

Система игры — это основной способ ведения противоборства, при котором функции и взаимодействия распределяются между участниками на протяжении всей игры или в отдельные ее моменты.

Таким образом, спортивные игры представляют собой разновидность соревновательной деятельности, отличающейся характерной формой и содержанием. Действия играющих направлены на преодоление активного противодействия другой стороны. Следовательно, спортивные игры относятся к группе спортивных единоборств.

Спортивные игры принадлежат к категории ситуационных видов спорта, характеризующихся наибольшей вариативностью соревновательной деятельности. Действия играющих проходят в сложных условиях непосредственного контакта с соперником. Они быстротечны, развертываются в чрезвычайно малые отрезки времени и в условиях информационной неопределенности. Поэтому решающими моментами их эффективности являются быстрота и правильность оперативных решений.

Условия соревнования предопределяют причинно-обусловленный характер деятельности играющих. Все их действия предопределяются сознательным выбором и использованием приема, с помощью которого можно добиться превосходства в каждом игровом эпизоде.

Двигательные акты играющих представляют собой комплексные перцептивно-моторные операции, в которых восприятие информации и двигательный ответ на нее соединяются в едином автоматизированном акте. Сама же операция возникает в результате взаимодействия трех функциональных блоков:

— формирование программ моторных инструкций (латентная стадия начала движения);
— реализация программ (стадия собственного движения);
— контроль и коррекция.

Следовательно, игровые действия, складывающиеся из перцептивно-моторных операций, по сути своей есть операции информационные, базирующиеся на закономерностях отражения внешнего мира в сознании человека. Таким образом, используемые в игре приемы (игровые навыки) реализуются через три взаимосвязанные фазы:

— сенсорную — познавательно-информационную, осуществляемую посредством полного сосредоточения внимания в игре;
— центральную, ядро которой составляет творческий процесс мышления, направленный на принятие оптимального решения в игровой ситуации;
— конечную — моторную, выражающуюся в форме определенного движения (одиночного или комплексного).

Игровые навыки представляют собой автоматизированные элементы сознательной деятельности, включающие активный поиск и переработку информации, мысленное решение и его двигательное осуществление. Они могут быть врожденными, но преимущественно приобретаются в процессе выполнения.

Действия играющих отличаются разнообразием. В каждом из них можно вычленить две взаимосвязанные стороны: внешнюю и внутреннюю. Под внешней принято понимать способ решения двигательной задачи с определенной двигательной структурой, законами биомеханики, особенностями конкретной ситуации.

Другую же сторону составляют психические процессы, связанные с выбором правильного решения данной игровой ситуации. Это тактическая сторона игровой деятельности.

Обе эти стороны называют техникой и тактикой игровых действий. Тактика спортивного противоборства в широком понимании — это формы и методы ведения спортивного поединка с учетом его внешних и внутренних условий. Причем техника выступает как средство тактики. В узком же смысле тактика — это выбор рационального решения, а техника — форма его двигательной реализации, осуществляемой с учетом спортивно-педагогических, биомеханических и физиологических закономерностей.

Общая структура игровой деятельности схематически представлена на рис. 1. Между всеми ее четырьмя компонентами существует двусторонняя связь, обеспечивающая их тесное взаимодействие и эффективное функционирование. Цель игры определяет мотивы деятельности, которые стимулируют планирование ее достижения. Это планирование может быть кратковременным. Способы достижения общих целей на протяжении длительного периода времени составляют стратегию спортивной борьбы. Составной частью стратегии является тактика, которая определяет способы достижения целей непосредственно в игре.

И наконец, способы достижения целей непосредственно в ходе игры в определенном интервале времени составляют технику.

Все эти категории характеризуют сущность игры и игровой деятельности. В них отражаются объективные закономерности, которым подчиняется игра как социально-биологическое явление, относящееся к сфере творческой деятельности человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий