пятница, 8 июня 2012 г.

Технико-тактическая подготовка

Технико-тактическая подготовка представляет собой процесс овладения специальными знаниями и двигательными навыками, пригодными для использования в игровых условиях, развития тактического мышления и творческих способностей занимающихся. Ей принадлежит центральное место в учебно-тренировочном процессе.

Основные задачи технико-тактической подготовки:
1. Усвоение специальных знаний, обеспечивающих эффективность игровой деятельности.
2. Изучение игровых приемов, необходимых для индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Воспитание мышления и творческих способностей, обеспечивающих рациональный выбор и успешное применение изученных средств и методов ведения спортивной борьбы.
Специальные знания представляют собой наиболее важную предпосылку эффективного изучения игровых действий. Они облегчают их освоение и совершенствование и отражаются на качестве мышления соревнующихся спортсменов.

Процесс формирования игровых навыков совершается на базе полной (и неполной) ориентировочной основы. В нее входит ориентировочная часть, где выделяются зрительно-двигательные представления, и непосредственно ориентировочная основа, т. е. знания об условиях и правилах применения, закономерностях движения и их оценка.

Ориентировочная деятельность в процессе обучения обеспечивается путем: ориентировки во внешних (преимущественно на этапе начального разучивания; и внутренних условиях (при углубленном разучивании), ориентировки в результате (на этапе закрепления и совершенствования).

Наилучшие условия для осознания своих действий в процессе обучения достигаются в том случае, когда ориентировочная деятельность включается на всех этапах выполнения: до, в момент и после окончания действия.

Пути овладения технической и тактической стороной игрового навыка вначале идут параллельно, но затем несколько расходятся. Если техника закрепляется и доводится до автоматизма, то тактика в этом не нуждается. Скорее наоборот, важно, чтобы не возникало стереотипных решений, что обеспечивается развитием творческих способностей игрока. От этого зависит его способность к мгновенной перестройке и переходу к новому действию, использующему предоставившиеся возможности новой ситуации, и к неожиданным, нестандартным решениям. Эти способности развиваются под влиянием целенаправленной тренировки, а в дальнейшем дополняются игровым опытом.

В ходе технико-тактической подготовки врожденные движения формируются до специального игрового действия. Последовательно изучают и осваивают все приемы игры в нападении и в защите и их соединения. При этом каждый прием должен иметь не один, а несколько вариантов выполнения. Для этого занимающихся нужно ставить в такие ситуации, которые требуют выбора и приспособления движений к условиям проведения. Тогда анализаторы будут одновременно направляться на восприятие движения мяча, собственного тела и игровой ситуации. Это будет совершенствовать ориентировочную часть в механизме игрового навыка. Таким образом можно будет добиться автоматизации основных операций тактического мышления и двигательного решения, что является главным в технико-тактической подготовке.

В процессе подготовки изучают индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Начальный этап обучения связан главным образом с овладением индивидуальными действиями или способами обыгрывания соперника в различных ситуациях. Несколько позже, когда появляется возможность применить более сложные сочетания нескольких приемов, приступают к изучению групповых (вначале парных) способов обыгрывания. Число таких взаимодействий постепенно увеличивается, и растет вариативность их применения.

Приобретение некоторого опыта согласованных действий уже позволяет начать систематическое изучение наиболее сложных командных действий — тактических систем ведения игры. Первоначально осваивают основные, ведущие системы игры в нападении и защите, которые в дальнейшем дополняют всеми другими, и одновременно осваивают различные варианты их гибкого применения в соревновательных условиях.

Овладение отдельными приемами начинается с объяснения целевого назначения приема. Затем начинается его разучивание в стандартных условиях применения — на определенном месте площадки и вместе с мысленным воспроизведением условий применения. Далее эти представления подкрепляются макетом соперника (или заменяющим его зрительным ориентиром). Закрепление проходит при постоянном воспроизведении (моделировании) реальных условий. Вариантность в стандартную форму выполнения вносит реальный соперник, заставляющий приспосабливать изучаемое действие у изменяющимся условиям. Важно, чтобы при этом у занимающихся было освоено не менее двух вариантов выполнения, выбор которых обусловливается возникающей ситуацией.

После того как умение выбирать из двух возможностей одну закреплено, в занятия включают и другие приемы, в которых выбор расширяется — сначала из трех, а затем и большего числа вариантов. Научившись правильно это делать в облегченных условиях (с ограниченным в активности соперником), переходят к применению действий в реальных соревновательных условиях (в игровых упражнениях и учебных играх).

Этот путь может быть растянут, если изучаемый прием достаточно сложен или, наоборот, сжат до одного занятия, когда его освоение не представляет трудностей.

Появляющиеся ошибки нужно немедленно устранять. На начальном этапе может возникнуть сразу несколько ошибок. Их исправляют в определенной последовательности. Сначала те, что могут привести к травме; затем наиболее существенные, которые могут перейти в навык; после них те, что порождают другие ошибки, и, наконец, мелкие ошибки.

Для выявления ошибок используют выполнение в замедленном или ускоренном темпе. После этого приступают к выполнению корригирующих упражнений. Здесь полезен метод пассивного движения (вместе с тренером или партнером), метод двигательного контраста, вычленение звена или фазы, в которой встречается ошибка.

В технико-тактической подготовке условно можно выделить две составляющие части: общую и специальную. Под общей следует понимать сумму знаний и навыков, одинаково необходимых для каждого играющего, независимо от его индивидуальных особенностей и характера игры. Сюда входят основы техники и тактики игры в нападении и защите. Эти приемы составляют фундамент игровой деятельности, на котором строится наиболее важная ее часть — индивидуальное мастерство спортсмена. В соответствии со своими индивидуальными особенностями каждый игрок получает задание освоить приемы, необходимые для выполнения определенных функций в команде (или создания своего рисунка игры). Освоению этих специальных приемов посвящается специальный раздел технико-тактической подготовки.

Таким образом, сначала занимающиеся овладевают «общей игрой», а затем переходят к игровой специализации, т. е. к освоению приемов, пригодных для отдельных типовых ситуаций. В современных условиях все более возрастают требования как к специализации, так и к универсализации игроков. Каждый должен уметь достаточно хорошо действовать в любой ситуации. Но все же определяющим всегда будет оставаться уровень выполнения спортсменами их основных обязанностей в команде. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо в процессе тренировки использовать и комплексные игровые упражнения, где каждый участник практикуется в выполнении различных приемов, и упражнения в изолированных специальных приемах, подбирая их в соответствии с игровыми функциями занимающихся.

Однако следует помнить, что к узкой специализации не следует приступать на начальном этапе освоения игры и до того, пока не будут выявлены индивидуальные склонности занимающихся. Как и везде, в спортивных играх путь спортсмена к мастерству начинается в ранние годы, и достигается оно только в том случае, если уже в самом начале он сумеет развить в себе все необходимые качества и приобрести прочную основу для всестороннего развития как игрока.

Комментариев нет:

Отправить комментарий