Действия игроков в спортивных играх отличаются большим разнообразием, сложностью и изобретательностью. Они требуют высокого физического и психического напряжения, обусловленного необходимостью превзойти соперника, со своей стороны прилагающего все силы, чтобы добиться превосходства. Каждое действие участника игры определяется внешними и внутренними условиями спортивного поединка. Поэтому успех соревнования в первую очередь зависит от адекватности отражения ситуации в сознании игрока и его способности выбрать и осуществить наиболее рациональное решение (с учетом внешних и внутренних причин). В связи с этим особую роль здесь играет психическая сторона игровой деятельности.
Спортивные игры — это ситуационный вид спорта, где ведущая роль принадлежит сенсомоторным механизмам. Произвольный характер действий играющих основывается на «ситуационной афферентации» (по Анохину). Он включает афферентный анализ, суть которого состоит в выделении из окружающей обстановки значимых сигналов, и афферентный синтез, который позволяет прогнозировать развитие ситуации.
Сложный механизм сенсомоторных реакций складывается из трех взаимосвязанных блоков: антиципации, программирования и управления. Их полноценное функционирование обеспечивается высоким уровнем ориентировки спортсмена. Сенсорные процессы, основанные на избирательном внимании к изменениям временных и пространственных параметров, определяющих взаимоотношения между партнерами, соперниками и предметом игры, являются результатом деятельности сразу нескольких анализаторов. Ведущую роль в этом комплексе играет зрение игрока.
Сложность игровой ситуации порождает обилие информации. Однако для принятия оптимального решения нужна лишь ограниченная ее часть. Поэтому исключительно важное значение приобретает развивающаяся у игрока способность к ограничению избыточной информации, которая регулируется акцептором действия.
Двигательная реакция на определенные ситуации является результатом избирательного внимания и оперативного мышления игрока, обеспечивающих приспособление к постоянным изменениям обстановки в игре. Это приспособление не должно и не может быть пассивным. Успех в игре обеспечивает лишь активное, творческое приспособление к быстро и неожиданно меняющимся условиям.
Наиболее часто повторяющиеся ситуации довольно быстро становятся привычными, легко распознаются и решаются. Это действия при численном перевесе (2*1, 3*2) и простые условия единоборства.
Второй уровень тактического мышления — это решение сложного комплекса игровых комбинаций, где игрок может выбрать оптимальное решение на основе освоенных алгоритмов, которые он реализует автоматизированно. Сюда относятся действия в так называемых типовых ситуациях (2 * 2, 3 * 3 и т. д.).
Третий, наивысший уровень принятия решений, основанный на творческих особенностях тактического мышления, действует при решении новых игровых ситуаций, с которыми игрок не встречался.
Одно из условий эффективности двигательных действий играющих заключается в их гибкости, пластичности, предопределяющей способность изменять начатую программу, если соперник успешно применил контрприем. Этот запасной вариант действий должен заранее предусматриваться. Иначе внезапное изменение решения, вызывающее наложение одной программы на другую (интерференция), обрекает на неудачу тактический замысел игрока.
Таким образом, действия игрока носят сложный характер, основываются на его интеллектуальных и двигательных возможностях. Постоянно меняющиеся взаимоотношения сотрудничества и конкуренции между играющими определяют сложность сенсомоторной деятельности в процессе игры.
Существенной предпосылкой результативности игровой деятельности является волевая реакция игрока. От нее, в частности, зависит способность к длительной концентрации внимания в игре, выбор оптимального решения и управление своими действиями при его реализации.
В ходе игры возникают различные факторы, затрудняющие сенсо-моторную деятельность. К их числу относятся утомление, низкий уровень и качество судейства. Все это отрицательно сказывается на центральных механизмах принятия решений. При снижении сенсорной активности игрок реагирует примитивно, теряет творческую инициативу, действует шаблонно и неуверенно. Это дает в руки соперников дополнительный шанс для победы.
В каждой игре есть особенности, объясняющиеся ее спецификой. В играх с непосредственным единоборством — это поведенческие реакции игроков, связанные с силовым характером противоборства сторон. Недостаток активности и ее избыток одинаково уязвимы. В играх без непосредственного контакта игровая активность чередуется с моментами относительной пассивности. Зато в гораздо большей мере ощущается напряженность, вызываемая ожиданием ответа соперника. В связи с этим исключительно важно развивать способность предугадывать.
Скорость полета мячей (и других предметов) при ударах и других метаниях велика. Так, при подаче мяча в теннисе скорость его полета может достигать 140 км/ч, при игре в пилоту — 210 км/ч, при броске шайба летит со скоростью 150 км/ч. Поэтому отразить мяч (шайбу) без опережающего реагирования невозможно. И здесь исключительно важную роль играют степень концентрации внимания, его стабильно высокий уровень, достигаемые усилием воли.
Доказано, что ведущее для вратаря качество — интуиция, понимаемая как сложный двигательно-интеллектуальный навык, который во время игры отражает связь перспективных мыслительных процессов с предстоящими собственными игровыми действиями. В эксперименте вратари угадывали до 60% направления ударов. В игре эти цифры бывают больше. Ярким примером могут стать действия вратаря гандбольной команды СССР Томина, который в одном матче на XXII Олимпиаде сумел отразить подряд пять семиметровых штрафных бросков и этим решил его судьбу.
В играх с поочередным участием играющих психическая напряженность возрастает в момент, предшествующий началу действий. Игрок физически ощущает степень своей ответственности перед командой. Без хладнокровия, умения управлять собой здесь невозможно достичь точности, быстроты и рациональности действий. Трудность сохранения психической стабильности довольно часто усугубляется влиянием зрителей. Только шумовой эффект их присутствия на 20% снижает точность движений. Поэтому у игроков необходимо воспитывать психическую надежность соревновательной деятельности.
Особую сложность в спортивных играх составляет коллективный характер игровых действий. Сыгранность команды — важнейший фактор игрового превосходства. Она достигается не только благодаря адекватности понимания всеми участниками ситуации, но и желанию сотрудничества при правильном распределении ролей и функций внутри команды. Равновесие в команде достигается психологической совместимостью игроков, нормальным фоном межличностных отношений и здоровым психологическим климатом.
Команда — сложный организм, живущий сложной жизнью. Характерно, что трудности создания и сохранения команды, ее боеспособности особенно ощутимы в начале ее формирования и в период наивысших достижений, когда все более выражены признаки взаимной конкуренции. Это выражается в возрастании невротичности, агрессивности в поведении игроков. В таких ситуациях особенно велика роль лидеров — капитана команды и ее тренера. От их поведения, основанного на понимании причин расстройства внутрикомандных взаимоотношений, зависит восстановление равновесия. Иногда подобная ситуация является результатом психического истощения, и тогда необходимы меры, способствующие восстановлению «нервной свежести».
В играх индивидуального характера с особой силой проявляется значение полной мобилизации, высокой ответственности и психической стабильности спортсмена. Успех его выступления во многом зависит от умения навязать свою тактику, использования слабости соперника, способности действовать неожиданно для него, удерживая инициативу.
Все эти особенности накладывают определенный отпечаток на процесс обучения и спортивную тренировку занимающихся спортивными играми.
Для игровой деятельности характерна и особая сложность взаимодействия функциональных систем организма, обеспечивающих реализацию планов. В основе тактического мышления лежит сигнальная деятельность коры головного мозга. Высшие отделы центральной нервной системы осуществляют одновременно и нейрогуморальную регуляцию произвольной двигательной деятельности играющих.
Разнообразие игровых условий требует различных уровней регуляции. В простых случаях, когда реакция элементарна, регуляцию берут на себя низшие отделы. В сложных ситуациях, когда необходимо выбрать из имеющихся в запасе двигательных навыков наиболее подходящий, включаются высшие отделы и вторая сигнальная система. Действиям предшествует мысль о цели и способах ее достижения. Именно речь создает систему предпусковых афферентаций, которые имеют место в произвольной деятельности.
Используемые в игре специализированные навыки формируются по типу условных рефлексов высшего порядка на базе врожденных двигательных навыков. Изменчивый характер игровых условий требует особо динамичного навыка. Жесткие стереотипные движения в таких условиях не всегда эффективны. Это нисколько не отвергает необходимости автоматизированных двигательных реакций. Однако они представляют наиболее простые и элементарные компоненты двигательной деятельности. Тогда как их выбор и создание оптимальных комбинаций, отвечающих ситуации, целиком осуществляются высшими отдела-ми головного мозга.
Характерно, что чем выше мастерство спортсмена, тем в большей степени проявляется у него вариативность стандартных двигательных навыков. Более того, у него ярче выражена способность к осознанию своих движений в интервалах времени, что позволяет тоньше управлять ими в скоротечных двигательных актах.
Большой объем автоматизированных навыков создает условия для высвобождения высших отделов центральной нервной системы от текущего контроля за выполнением намеченной двигательной программы. Тем самым увеличивается возможность для более полного восприятия информации, связанной с изменением внешних условий, для экстраорециальной выносливости, направленность игровой ситуации, динарного вмешательства, а в нужных случаях — для перехода на новую программу.
Процессы многоуровневого управления сложной системой двигательного аппарата спортсмена базируются на .исключительно высоком функциональном совершенстве деятельности анализаторных систем. Поэтому в процессе занятий спортивными играми в значительной степени совершенствуется острота зрительных, тактильных, кинестетических, вестибулярных, слуховых восприятий. Снижаются их пороги, и увеличивается диапазон ощущений. Это ведет к формированию обостренных ощущений предмета игры — «чувства мяча», пространственных и временных параметров движений — «чувства площадки», «чувства дистанции» и т. п.
Спортивные игры отличаются не только сложностью деятельности анализаторов, регуляции движений, но и высокими требованиями к обеспечению обменных процессов в организме. Для игр, связанных с борьбой за мяч с соперниками, характерны энергетические траты, при-сущие упражнениям на выносливость (бег на лыжах, плавание, бег на средние и длинные дистанции). Например, при игре в настольный теннис затраты энергии составляют до 540 ккал, что в пересчете на килограмм веса спортсмена дает 9,1 ккал, одинаково с затратами лыжника-гонщика. В то же время при беге на 100 м расход энергии составляет 40 ккал.
Энергетически наиболее нагрузочны - баскетбол, хоккей, гандбол и футбол, где уровень обменных реакций повышается по сравнению с основным в 10—15 раз. Такую нагрузку принято относить к субмаксимальной.
Однако разнообразие игр не позволяет рассматривать их обобщен¬но. В играх с большим количеством участников, на больших площадках и с возможностью замены игроков нагрузка носит переменный характер: моменты наибольшей активности здесь чередуются с паузами малой активности и даже с пассивным отдыхом (например, в хоккее). Для других игр характерна непрерывность действий, но интенсивность их несколько меньшая. Поэтому энергообеспечение действий играющих разнообразно. Однако под влиянием современных тенденций интенсификации игры все больший удельный вес приобретает бескислородный (анаэробный) способ энергообразования. В отдельных случаях при максимальных напряжениях его доля составляет 77—90%. Это ведет к образованию значительного кислородного долга (7—10 л) и повышению уровня молочной кислоты в крови (на 150—250 мг%). Одновременно значительно возрастает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Частота пульса достигает 180—210 уд/мин, легочная вентиляция — 80—130 л/мин, потребление кислорода возрастает до 3,5—4,5 л/мин. Этот уровень интенсивности обменных процессов сохраняется на протяжении 40—150 с, после чего появляется необходимость снизить двигательную активность.
Нагрузки субмаксимальной интенсивности вызывают заметное повышение обменных процессов, когда около 80% необходимой энергии доставляется аэробным путем, поэтому уровень молочной кислоты в крови повышается лишь до 30—50 мг%. Частота сердечных сокращений достигает 170—190 уд/мин. В ткани ежеминутно поступает до 4 л кислорода, но все же величина кислородного долга сохраняется достаточно большой (7—9 л). Продолжительность таких нагрузок может составлять 5—7 мин.
Нагрузки средней интенсивности могут выполняться на всем протяжении игрового времени (до 2—3 ч). Доля анаэробного извлечения энергии здесь снижается до 5—10%. Это позволяет снизить уровень молочной кислоты в крови до 15—30 мг%. При этом частота пульса находится в границах 140—170 уд/мин, минутная вентиляция — 15— 20 л. Потребление кислорода составляет 2—4 л/мин, а кислородный долг — 3—5 л.
Способность к высоко эффективным игровым действиям довольно тесно связана с уровнем деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Чем выше спортивная квалификация и игровая результативность, тем большие величины максимального потребления кислорода обнаруживаются у спортсменов (теннисистов, хоккеистов, баскетболистов). Так, идеальная модель хоккеиста высшего класса с позиций физиологии сегодня представляется следующим образом: ЧССmах — 174—192 уд/мин; PWC170 — 1350; 02 -пульс > 24 мл; минутная вентиляция > 160 л/мин, МПК > 4,9 л/мин, 02 -долг > 12 л.
Большой резерв кислородного обеспечения позволяет улучшить деятельность центральной нервной системы и комплексного анализатора, а это, в свою очередь, сказывается на качестве тактической деятельности. Ее эффективность зависит также и от уровня анаэробного энергообеспечения, поскольку оно непосредственно участвует в скоростно-силовых движениях. Доказано, что уровень анаэробных возможностей у спортсменов возрастает по мере тренированности и тесно- связан с выполняемыми в команде функциями. Он выше у игроков, участвующих в скоростных и мощных силовых действиях.
Педагогическая характеристика игры включает несколько важных аспектов. Первый из них — аспект воспитательный. В этом отношении игре безусловно принадлежит главенствующая роль.
Игра — это прежде всего упражнение в правильном поведении, причем, в необычных, чрезвычайно затрудненных условиях. Правила игры, масштаб соревнования, судьи, зрители, наконец соперник, — все это создает исключительный по разнообразию комплекс внешних воз-действий, требующий от играющих своего отражения при выборе поведения в игре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий