Игровая деятельность представляет собой самостоятельный вид деятельности, присущий человеку. Ее формирование относится к начальному этапу становления человека и сопутствует ему на протяжении всей истории его существования. Появление игры было оправдано необходимостью передачи опыта от одного поколения другому. Эту функцию информационного канала, обеспечивающего умелое использование сил природы и подготовку к жизни новых поколений, игра успешно выполняла и выполняет.
Возникновение игры непосредственно связано с трудом, с утилитарной деятельностью человека, обеспечивающей его превосходство над природой. Поддержание жизни, первоначально связанное с охотой, а позднее со скотоводством и обработкой земли, послужило реальной основой для отражения реальных жизненных процессов в играх детей. Эту точку зрения отстаивают ученые-марксисты. Одним из первых ее высказал Г. В. Плеханов: «Ребенок после рождения начинает подражать деятельности родителей. В жизни отдельного ребенка игра, конечно, старше труда, но в жизни общества труд предшествует игре, т. е. труд — старше игры».
Социальная функция игры заключается в подготовке к труду. Именно в игре, где моделируются реальные жизненные условия, наилучшим образом формируются качества личности, определяющие успешность трудовой деятельности человека. Но направленность этой деятельности различна. В процессе труда удовлетворяются материальные потребности. В игре же, для которой характерно максимальное проявление творческих способностей, в первую очередь удовлетворяются духовные и двигательные потребности. Поэтому игровая деятельность направлена на совершенствование самого человека, его психической и физической деятельности.
Отмеченные особенности объясняют ту тесную взаимосвязь и взаимное влияние, которые существуют между трудом и игрой. В этом находит свое выражение социальная функция игры, обеспечивающая развитие как отдельного индивидуума, так и общества в целом.
Здесь и уместно отметить, что многие проявления в культурной жизни и искусстве обязаны своим существованием игре, под влиянием которой формируются способности к творческому самовыражению. Развитие фантазии, интуиции, изобретательности, так необходимых в сфере науки и техники, также происходит в процессе игры. Но самым важным аспектом влияния игры следует признать осуществляемую через нее социальную интеграцию. И в этом отношении особенно важны спортивные игры как социальная форма организации совместной деятельности по достижению общей цели. Каждый коллектив играющих есть не что иное, как социальная микросистема со своим распределением ролей и характером взаимоотношений между участниками.
В сфере физического воспитания игре принадлежит роль предшественника современного спорта. Именно в игре родилось состязание, которое со временем превратилось в спорт (и в том числе в спортивные игры) со всем его многообразием форм и проявлений. О близком родстве игры и спорта сегодня нам напоминают самые крупные спортивные состязания современности — олимпийские игры.
Таким образом, игра — специфическая форма упражнений, возник- тая и развивающаяся параллельно с развитием человеческого общества. Здесь можно выделить четыре аспекта: биологический, социальный, психологический и педагогический. Каждый из них позволяет обрисовать значение этого вида деятельности при решении вопросов становления и совершенствования природы человека. Но только в их совокупности можно представить истинную ценность игры как явления, порожденного силой и могуществом человеческого разума.
Между тем существуют ограниченные, а порой и ошибочные толкования ее сущности, и в частности как биологического проявления. С этой точки зрения игра характеризуется как явление врожденное, имеющее рефлекторную природу. Игры животных приравниваются к играм человека, а сам он отдается во власть не поддающегося контролю, неосознанного стремления к игре во всех ее проявлениях. Отсюда берет свое начало теория так называемой свободной игры, отрицающая необходимость какого-либо педагогического вмешательства в выбор, а самое главное — в ход игры.
Эта точка зрения гиперболизирует природные корни игровой деятельности, игнорируя особенности человека как носителя высших форм сознания. Тем самым она принижает его и низводит до положения раба инстинктов, тогда как игры человека, имея те же корни, что и игры всего животного мира, представляют собой качественно новую ступень, равно как и сам человек по отношению к остальному миру. Игры людей — это прежде всего продукт деятельности сознания человека, форма его творческой, преобразующей деятельности. Об этой особенности хорошо сказал А. М. Горький: игра — это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить».
Сложность игры, многообразие ее проявлений и, следовательно, широкий спектр ее воздействия, безусловно, затрудняли ее точное определение. Делалось множество попыток дать ее определение, рассматривая лишь один из ее аспектов. Но с односторонних позиций сделать это весьма сложно. В наши дни наиболее полным представляется следующее определение. Игра — это «добровольное удовлетворение нематериальной потребности индивида в физической и эстетической активности через посредство творческой общественно значимой деятельности» .
С развитием общества роль игры в его жизни возрастает. Этому способствует научное обобщение богатого опыта, раскрытие ее сущности; возрастание умения правильно использовать ее при решении различных социальных задач и развитие самой игры, ее содержания, что само по себе опровергает ложный тезис о ее неизменности, вечном характере и предопределенности проявлений.
Развитие игры непрерывно и протекает под воздействием множества факторов. Первыми следует назвать материальные условия существования. Изменения условий жизни отражаются в содержании игр. Другой фактор — накопление жизненного опыта, народной мудрости. Игры — один из элементов культуры, результат народного творчества.
В них отражены традиции народа, вековой уклад его жизни и быта. Лучшая иллюстрация этого — национальные игры. Недаром одна из монгольских пословиц гласит: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей».
Развитие игр тесно связано с морально-этическими и экономическими отношениями между людьми. Поэтому в ряде игр проявляются классовые антагонизмы, типичные для данной общественной формации. Правящие классы культивируют свои игры и традиционно презрительно относятся к общедоступным народным играм. Но вместе с тем с самого начала возникновения классового общества правящие сословия с помощью игр стремятся вносить в сознание народных масс нужную им идеологическую закваску, пытаясь таким образом воспитать «образцовых граждан» и послушных солдат. В современном буржуазном спорте этим устремлениям отвечает искусственно стимулируемый культ силы, вандализма, процветающий на игровых стадионах Запада. Насилие возводится в норму отношений между людьми. Так насаждается звериная идеология.
Сущность капиталистического общества с его стремлением к наживе сегодня проявляется в превращении игр в источник обогащения. Игорные дома и игральные автоматы, денежные пари, профессиональные команды и подтасованные с помощью подкупленных игроков результаты состязаний приносят владельцам миллионные барыши, в десятки раз превосходящие прибыль в промышленности.
Развитие игр связано с формированием теории и практики физического воспитания. Уже на первых этапах становления общества игра использовалась как средство подготовки воина, который должен быть ловким и сообразительным, обладать зорким глазом, быстрыми ногами и меткой рукой. В истории Древнего Египта, Греции, Рима есть множество свидетельств о том, какое большое место занимали игры в системе физической подготовки молодежи.
В более поздние времена наряду с достоинствами воина стали высоко цениться и качества работника, мастера ремесел и искусств — точность, глазомер, ловкость, творческая фантазия и умение хорошо отдохнуть. И здесь лучшим помощником оказалась игра.
Так, постепенно сложилась определенная система использования игр в целях подготовки подрастающего поколения к общественно полезной деятельности. В наше время популярность игр, а следовательно, и выполняемая ими социальная функция значительно возросли.
Но только в социалистическом обществе богатые возможности целенаправленного использования игр могут реализовываться в полной мере. Спортивные игры стали неразрывной частью социалистической системы физической культуры. Они широко используются в воспитании молодежи и взрослых. В семье, в школе, в учебном заведении, на производстве — везде игры ценятся за высокую эмоциональную насыщенность двигательной деятельности, коллективный характер, за соревновательный характер, который каждому дает возможность творческого самовыражения.
Возрастание роли и значения игр в будущем предопределяется научно-техническим развитием, освобождающим человека от больших затрат времени для производства необходимых средств существования.
С развитием промышленности увеличивается доля свободного времени людей. По мысли К. Маркса, именно свободное время составляет главное богатство человека, которое он может поставить себе на службу. Рациональное использование свободного времени становится одной из центральных проблем современного общества.
«Упражнение в радости» — игра открывает каждому возможность полезно использовать свободное время. Это делает ее одним из самых привлекательных средств активного отдыха, развития творческих способностей людей. Тем самым игра выполняет исключительную по своей важности социальную функцию — функцию воспроизводства творческого потенциала современного общества.
По разнообразию оказываемого влияния спортивные игры не имеют соперников. Сегодня все практически возможные варианты двигательной деятельности охвачены ими. И при необходимости в каждом конкретном случае может быть рекомендована именно та игра, которая окажет нужное влияние. Это и почти полностью «обездвиженные» игры, требующие исключительно мыслительной деятельности (шахматы, шашки, игра в го и т. п.), и самые интенсивные, требующие высочайшего физического и психического напряжения коллективные игры с преодолением активного противодействия соперника, где необходимо не только в совершенстве владеть своим телом, предметом игры и инвентарем, но и специальными средствами передвижения (хоккей на коньках и на роликах, вело-, мото- и автобол, конное поло).
Комментариев нет:
Отправить комментарий