Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и ученика, с помощью которых передаются знания, осваиваются умения и навыки.
Выбор метода определяется педагогическими задачами, содержанием учебного материала, подготовленностью занимающихся, имеющимися материально-техническими возможностями.
В учебно-тренировочном процессе используют три группы методов обучения: словесные, наглядные и практические.
Словесные методы. С помощью методических приемов, относящихся к этому методу, преподаватель формирует у занимающихся предварительное представление об изучаемом движении, устанавливает и устраняет отдельные ошибки в его выполнении. При этом преподаватель может использовать объяснение, рассказ, беседу, замечания, указания, команды, подсчет и т. д.
Объяснение — это ведущий прием, с помощью которого излагают конкретное содержание понятия, действия, движения. С него начинается создание представлений об изучаемом материале. Объясняя, преподаватель должен придерживаться определенного плана: название приема (терминологическое определение), его назначение, сущность приема, особенности его выполнения и применения в игре.
Объяснение должно быть кратким, образным, доступным для понимания занимающимися. При первом объяснении нужно сосредоточить внимание на главном. При повторном объяснении вскрывают ошибки и делают детальные дополнения.
Рассказ используют для расширения знаний о различных сторонах содержания игры и методики тренировки, а также при объяснении новой игры. Он должен быть образным, эмоциональным.
Беседа — активная форма словесного метода. Проводят ее в форме вопросов и ответов, что помогает оценить степень понимания, обсудить ошибки и способы их устранения. Особенно часто беседы используют при разборе итогов выступления, где оценивают степень выполнения поставленных задач и намечают планы на будущее.
Указания применяют при непосредственном выполнении заданий. Они помогают предупредить появление ошибок. Особенно часто указаниями пользуются для руководства действиями играющих.
Замечания позволяют исправлять допущенные ошибки. Они могут адресоваться всей группе или отдельным занимающимся.
Распоряжения и команды служат для руководства деятельностью занимающихся. Они определяют начало и конец выполнения заданий, направление движений, очередность участия и т. д. Команды отдают громко, четко, используя общепринятую терминологию.
Наглядные методы служат тем же целям, что и методы словесные. Более того, они всегда применяются совместно и служат созданию представлений об изучаемых действиях.
Для решения этой задачи используют такие приемы, как показ, демонстрация наглядных пособий, просмотр кинокартин, телезаписи, иллюстративного материала с помощью технических средств обучения, просмотр игр, соревнований, выполнение отдельных упражнений.
Использование методов наглядности требует предварительной организации внимания занимающихся. При показе следует тщательно продумывать его ход: кто и как будет демонстрировать, где будут расположены занимающиеся, как сопровождать показ объяснением, чтобы помочь выделить главное, и т. д. Несомненно, качество показа во многом зависит от его подготовки. Преподавателю не следует жалеть времени на подбор таких материалов, создание наглядных пособий, кино- и фотоматериалов. Это не только оживляет процесс обучения, но и делает его интересным для занимающихся, вызывает у них желание подражать лучшим образцам увиденного.
Практические методы, в которые входят метод упражнений, игровой и соревновательный методы, используют при разучивании, закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. При этом ведущую роль выполняет метод упражнений, создающий условия для систематического повторения и, следовательно, закрепления разучиваемого приема. Этот метод имеет две существенные разновидности: метод целостного обучения и метод расчлененного обучения.
Отдельные приемы целесообразно разучивать сразу целиком; это позволяет с самого начала овладеть правильной координацией движений. В спортивных играх этот метод применяют чаще других, поскольку большинство действий хотя и носит комплексный характер, но состоит из отдельных сравнительно простых приемов. Их целостное изучение и последовательное соединение позволяют создавать необходимые по сложности игровые приемы.
Второй метод — расчлененный — заключается в предварительном разделении приема на отдельные звенья, которые изучают в отдельности, а в дальнейшем объединяют в одно целое. Этот путь более длительный, но иногда единственно правильный, если разучиваемое действие отличается высокой сложностью и не поддается овладению «с ходу». В спортивных играх таким методом осваивают отдельные сложные игровые приемы (удар в прыжке через себя в футболе, бросок «крюком» в баскетболе и т. д.), но чаще — сложные, многоходовые тактические комбинации.
Методы целостного и расчлененного обучения реализуют с помощью отдельных методических приемов. К ним относят: изменение условий выполнения движений без изменения их структуры (имитация без мяча, в замедленном темпе), выполнение приемов на максимальной скорости передвижения, на ограниченном пространстве, на фоне утомления, со «сверхжестким» противодействием, с применением дополнительных ориентиров, срочной информации и тренажеров.
При выполнении упражнений особенно важно исправление ошибок. Оно начинается с выяснения причин их возникновения. Ими могут быть:
— поспешный переход к новому усложнению изучаемого движения и условий его выполнения;
— отсутствие у занимающихся правильного представления об изучаемом приеме;
— неумение использовать ранее изученные элементы в новом движении;
— отсутствие необходимого уровня развития физических качеств;
— недостаток информации о правильном выполнении.
Важное значение имеет умение самостоятельно определять свои ошибки. Поэтому каждое выполнение приема нужно подвергать анализу. Следует установить и сравнить правильное выполнение с ошибочным. Нужно, чтобы игрок не только нашел свою ошибку, но и был готов ее исправить и ясно представлял, как правильно выполняется прием.
Ошибки исправляют с помощью повторного объяснения и показа, демонстрации собственной видеозаписи или киносъемки, расчленения на отдельные элементы и их изолированного освоения, упрощения задания и условий его выполнения, возврата к выполнению подводящих упражнений.
Игровой метод заключается в использовании подвижных и спортивных игр для ознакомления, изучения и совершенствования отдельных приемов и игровых действий. С этой целью применяют эстафеты, игровые упражнения, учебные игры, позволяющие быстро закреплять и совершенствовать изучаемые действия. Однако использовать этот метод лучше после того, как будут освоены отдельные приемы. Игровой метод нужно сочетать с методом упражнений, в противном случае появляется опасность сужения круга изучаемых приемов только самыми необходимыми и прочно освоенными.
Соревновательный метод близок к игровому и отличается от него лишь тем, что здесь в качестве ведущего средства используют различные соревнования. Он позволяет значительно увеличить нагрузку, повысить трудность выполнения и в результате активно совершенствовать двигательные навыки и качества. Без такой практики невозможно воспитать бойцовские качества и приобрести умение соревноваться.
Следовательно, использование соревновательного метода обязательно. Но делать это нужно умело и осмотрительно. Чрезмерное увлечение соревнованиями может вызвать психологические перегрузки, привести к появлению небрежности в выполнении технических приемов из-за трудности контроля в условиях соревнований. Это особенно опасно для новичков и детей младшего возраста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий