Не обладая необходимой работоспособностью, невозможно ни тренироваться, ни успешно выступать на соревнованиях.
Выносливость зависит от деятельности нервной системы, экономичности и совершенства движений, эффективности механизмов энергообеспечения. В процессе игровой деятельности необходима как общая (аэробная), так и специальная (анаэробная) и силовая выносливость. Поэтому все ее разновидности необходимо развивать и совершенствовать систематически в ходе учебно-тренировочных занятий.
Общая выносливость развивается практически во всех упражнениях, где задание выполняют с некоторым напряжением и относительно долго. Типичные условия создают в упражнениях длительностью от 7 до 180 мин, сопровождающихся умеренной интенсивностью (130—170 ударов пульса в минуту). Здесь полезны кроссы, бег на лыжах, плавание, гребля, езда на велосипеде, длительные пешие переходы, трудовая деятельность на воздухе (колка дров и пр.). Развитие общей выносливости нужно рассматривать как необходимую основу для приобретения ее специальных качеств.
Специальную выносливость развивают в упражнениях более высокой интенсивности (180—200 ударов пульса), выполняемых с достаточной продолжительностью (до 150 мин). Такой режим ведет к возникновению кислородного долга, требующего определенных условий для своей ликвидации. Поэтому используют главным образом переменный и интервальный методы тренировки. В качестве упражнений пригодны кроссовый бег по пересеченной местности, бег с изменением темпа (фартлек), подвижные и спортивные игры.
Особое место здесь занимают кратковременные (до 30 с) упражнения скоростно-силового характера большой мощности (пульс 190—220 ударов в минуту). Такой режим наблюдается в стартах и ускорениях, многоскоках, упражнениях с предельными весами, взбегании по лестнице и беге в гору, в технико-тактических упражнениях, выполняемых с максимальной скоростью в течение 1—2 мин.
К развитию выносливости следует приступать с самого начала занятий. Уже в младшем школьном возрасте (10—11 лет) можно использовать умеренные нагрузки средней интенсивности: бег на 800—1000 м, ходьбу на лыжах, плавание. Особенно полезны подвижные и спортивные игры, разделенные на небольшие отрезки, чередуемые с паузами отдыха.
Для подростков более подходят нагрузки переменного характера, где наряду с работой небольшой интенсивности включают отрезки скоростного бега. В юношеском возрасте появляется возможность, хотя и ограниченная, для использования упражнений высокой интенсивности, выполняемых интервальным методом. Однако и здесь обязательно сочетание его с длительными упражнениями циклического характера, развивающими общую выносливость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий