четверг, 7 июня 2012 г.

Методика начального обучения

Овладение игрой начинается с общего ознакомления занимающихся с ее содержанием и основными правилами. Это обычно делается с помощью живого рассказа и непосредственного наблюдения за играющими спортсменами. Красочность, эмоциональность соревнований вызывает заинтересованность у занимающихся и становится определяющим мотивом в их последующей учебно-тренировочной деятельности. Интерес окончательно закрепляется после нескольких занятий.

На этом заканчивается первый этап и начинается следующий, и очень важный, этап овладения игрой — начальное обучение.

Выделение этого этапа необходимо по ряду причин. Во-первых, задачи начального обучения спортивным играм определены как главные в программах физического воспитания в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях.

Во-вторых, этот этап имеет самостоятельное значение, поскольку он непосредственно не связан со спортивной тренировкой, а лишь предшествует ей. По существу, в нем лишь углубляются задачи первого этапа: начальное обучение следует рассматривать как необходимую предпосылку для углубленной спортивной специализации.
Задачи этого этапа состоят в следующем:

1. Приобретение разносторонней физической подготовленности .
2. Изучение правил, основ техники и тактики игры.
3. Первичный отбор и комплектование учебно-тренировочных групп и команд для участия в соревнованиях.

На этом этапе предполагается обучить занимающихся основным приемам игры, сообщить им необходимые сведения о значении игры и ее содержании, освоить ее важнейшие правила и научиться использовать изученное в условиях двусторонней игры. Параллельно осуществляется развитие важнейших двигательных качеств и овладение другими видами упражнений, обеспечивающих разностороннее физическое развитие.

В итоге оказывается возможным определить тех, у кого более всего выражен интерес к систематическим занятиям и имеются определенные предпосылки для последующей специализированной спортивной подготовки. Прошедшие этап начального обучения повышают уровень своей физической подготовленности и получают возможность самостоятельно или организованно заниматься этой спортивной игрой.

Успешное решение задач начального обучения зависит от ряда условий, и в первую очередь от таких, как подготовленность занимающихся и их отношение к обучению, условия проведения занятий, избранная методика обучения.

В соответствии с особенностями контингента занимающихся, направленности этапа и отведенным на него временем отбирают учебный материал, необходимые упражнения, методы и методические приемы. Составляют учебную документацию, распределяют время для решения различных задач и определяют сроки и формы проверки качества учебного процесса.

Осуществляя начальное обучение, важно прежде всего продумать методику подведения занимающихся к участию в соревнованиях. Сделать это сразу не представляется возможным из-за большой сложности игры и условий игровой деятельности. Поэтому избирается другой путь — последовательное подведение к спортивной игре с помощью все более усложняющихся подвижных игр. Этот путь («игра — обучение — игра») более всего типичен для этапа начального обучения детей. У взрослых он используется меньше, поскольку большинство из них бывает достаточно знакомо со спортивными играми, быстрее понимает их содержание и приспосабливается игровым условиям.

Для детей же важно постепенно усложнять содержание и условий игровой деятельности. Необходимо вначале уменьшить число играющих, ограничить их активность и зоны действия, исключить возможность коллективной борьбы за мяч. Избранные для начала игры могут иметь некомандный характер, который помогает играющим без помех освоиться с мячом (или другим предметом игры). Затем, уже на базе этого навыка, переходят к усвоению действий в более сложных условиях, где обычно предусматривается взаимодействие между небольшими группами играющих. Но опять-таки борьба за мяч здесь еще ограничена.

Следующий шаг — применение игр командных, где имеется общая цель, аналогичная с изучаемой спортивной игрой, но отсутствуют условия непосредственной борьбы с противником. Это помогает закреплению техники движений, прививает первичные навыки тактического взаимодействия.

В дальнейшем в командные игры вводят отдельные элементы единоборства, но при этом владеющие мячом действуют в численном большинстве, что уменьшает степень активного противоборства и помогает прививать навыки коллективной деятельности в нападении.

Затем включают игры еще более близкие к изучаемой спортивной игре. Та же цель, те же, но более многочисленные команды. Чтобы облегчить овладение игровыми приемами, используют ограничения в передвижениях игроков, создавая вначале условия только для единоборства. Иначе все бросаются к мячу и от техники и тактики почти ничего не остается.

Далее начинают действовать не один, а два-три игрока из разных команд. Это позволяет освоить приемы простейшего взаимодействия.

В дальнейшем появляется возможность перейти к игре в ее полном виде. Однако вначале лучше строго ограничить зоны передвижения участников, приучая их к игре на определенном месте в команде.

Такой путь предпочтительнее при обучении баскетболу, гандболу, футболу, т. е. всем сложным играм с командной борьбой за мяч. В других играх этот путь может быть проще. Так, при обучении теннису практикуется доступная детям игра с небольшими деревянными ракетками и облегченным мячом.

После того как занимающиеся овладели комплексом подводящих подвижных игр, целесообразно перейти к упрощенным вариантам спортивных игр (мини-футбол, мини-баскетбол, мини-гандбол и т. д.). Меньшее количество участников, сокращенные размеры площадки, облегченный и уменьшенный инвентарь, облегченные правила позволяют успешно продолжать процесс овладения техникой и тактикой спортивных игр в этих упрощенных вариантах, по которым, кстати, проводятся массовые соревнования на протяжении всего года.

Начальное обучение игровым приемам преимущественно ведется на базе игрового метода. Это означает, что после ознакомления с разучиваемым приемом и непродолжительным освоением в упрощенных условиях переходят к закреплению его в условиях игровых. Для этого применяют подвижные игры. Вначале берут игры, в которых дети соревнуются в правильности выполнения (без какого-либо противоборства с противником). Затем переходят к соревнованиям в точности и правильности движений, и только после того, как движения выполняются без существенных ошибок, появляется возможность проводить соревнование на скорость. Обычно это разнообразные эстафеты.

Следующий шаг — включение противодействия противника. Вначале один, и скорее условный, противник. Но по мере улучшения выполнения движений в реальной игровой обстановке степень активности возрастает: против каждого игрока одной команды действует игрок из другой соревнующейся команды.

Далее используют игры, в которых моделируются типичные игровые ситуации, а предлагаемые задачи решаются с помощью согласованных действий игроков (вначале — двух против одного). Затем соотношение сил с обеих сторон выравнивается, а позже соперник действует уже в численном большинстве.

Таким образом, освоение спортивных игр на начальном этапе обучения осуществляется на базе игрового метода обучения и широкого использования разнообразных подвижных игр.

Развитие физических качеств — непременное условие каждого занятия. Без постоянного развития быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости усвоение протекает медленно и особенно страдают возможности эффективного их использования в соревнованиях. Поэтому на решение задач физического развития выделяется до 50% времени занятий.

Главное требование — постоянство и разносторонность оказываемого влияния. Общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения включают во все части урока. Отдельные занятия целиком посвящают решению этих задач. Изучают помимо игр и другие виды физических упражнений. 

Наиболее предпочтительны на этом этапе упражнения широкого спектра воздействия, и в том числе подвижные игры. Внимание сосредоточивают на развитии быстроты, скорости бега, ловкости и выносливости. Широкий круг двигательных координаций облегчает освоение специальных двигательных навыков. Поэтому физическая подготовка новичка должна носить многоборный характер.

Нельзя не отметить и важность воспитательной работы с начинающими. Главную заботу педагога должно составлять воспитание прочного интереса к занятиям, дисциплинированности, настойчивости и трудолюбия. Много сил приходится расходовать и на привитие настоящего коллективизма, сплоченности в командах. Но без этих качеств дальнейшее участие в учебно-тренировочном процессе бесперспективно .

Комментариев нет:

Отправить комментарий