четверг, 7 июня 2012 г.

Психологическая и морально-волевая подготовка

Воспитание молодого человека, формирование его мировоззрения и идейной убежденности представляет собой главную цель учебно-тренировочного процесса. В качестве основных задач здесь выступает формирование личности, воспитание характера, развитие специальных психических качеств, лежащих в основе игровой деятельности и регуляции поведения спортсмена.

Психологическая подготовка ведется непрерывно. Каждый контакт тренера со спортсменом носит воспитательный характер. Осуществляется подготовка непосредственно с помощью физических упражнений, и это делает ее особенно сложной.

Психологическая подготовка складывается из общей и специальной подготовки. Общая подготовка направлена на воспитание морально-волевых качеств и специализированных восприятий спортсмена: внимания, наблюдательности, зрительной и двигательной чувствительности, тактического мышления и т. д.; специальная — на воспитание качеств, определяющих достижение успеха в спортивном соревновании.

Задачи коммунистического воспитания требуют ставить в центр всей подготовки занимающихся воспитание высоких нравственных качеств, которыми они должны руководствоваться не только в спортивной, но и в повседневной жизни.

Воспитание моральных качеств теснейшим образом связано с воспитанием воли спортсмена. Ее характеризует настойчивость, решительность, способность к максимальным усилиям, дисциплинированность. Коллективный характер спортивно-игровой деятельности позволяет использовать силу общественного мнения как мощный рычаг воспитательного воздействия. Поэтому формирование здорового, сплоченного коллектива следует рассматривать как первейшую обязанность тренера.

Воспитание занимающихся должно носить комплексный характер. Это значит, что усилия спортивного коллектива необходимо объединять с усилиями семьи, школы, учебного и трудового коллектива. Везде спортсмен должен встречать единство требований и оценок, однонаправленность воспитательного воздействия.

Воспитательные задачи нужно решать в каждом занятии, более того —в каждом упражнении или попытке выполнить его. Это может быть и воспитание решительности при выполнении сложных акробатических упражнений, настойчивости — при выполнении не получающегося приема, смелости — во встрече с заведомо более сильным противником и т. д.

Воспитание волевых качеств начинается с развития у занимающихся навыков преодоления трудностей. Причем увеличивать трудности нужно постепенно и с учетом индивидуальных особенностей. Это поможет приобрести уверенность в своих силах и укрепить волю. Очень полезны и упражнения, требующие смелости и значительных усилий (усложненные прыжки, занятия боксом, хоккеем). Волю укрепляют упражнения на выносливость, игры в усложненных и затрудненных условиях и т. д.

С этой целью можно использовать и определенные методы:
1) метод выполнения «до отказа»;
2) метод гандикапа (одна команда заранее получает преимущество над другой, а та должна его ликвидировать за определенное время);
3) метод искусственных затруднений, когда в упражнение или игру вводят различные ограничения (время, количество касаний, степень противодействия и др.);
4) метод определенного задания, когда ставится задача, которую можно решить только одним путем;
5) метод соревнования.

Одна из задач психологической подготовки — развитие специализированных восприятий, обеспечивающих спортсмену точность и легкость в управлении своими движениями. У него должно появиться обостренное чувство мяча, площадки и т. д. Для этого используют специальные упражнения: удары и броски в уменьшенные мишени, после прыжков и вращений, действия с закрытыми глазами и в слабо освещенном помещении, выполнение приемов с искусственным ограничением периферического или центрального зрения, использование разного по весу инвентаря, тренировки на площадках с разным покрытием и т. д.

Психическая устойчивость спортсмена связана с формированием механизма саморегуляции. На это направлена и психологическая подготовка, обеспечивающая приспособление психических функций к специфике вида спорта и условий соревнований.

Психологическая подготовка осуществляется с помощью комплекса внешних и внутренних воздействий. Ее результативность опирается на знание теории, психологическом анализе условий соревнований, изучение индивидуальности игроков и психологической стороны тренерской деятельности и постоянное использование этих знаний в ходе учебно-тренировочного процесса.

Правильно организованная тренировка позволяет создать динамический стереотип в поведении спортсмена, который наиболее полно проявляется при обстоятельствах, в которых он создан.

Воспитание «умения соревноваться» — сложный и длительный процесс. Он формируется в результате правильного определения соревновательных целей, создания установки на достижение этих целей, а также формирования уверенности в высокой вероятности такого достижения. Для этого используют самые разнообразные методы, и в частности такие, как внушение и самовнушение, аутогенная тренировка, рекомендации, идеомоторная тренировка, моделирование игровых соревновательных ситуаций.

Для того чтобы добиться наилучшей психической готовности занимающегося, необходимо активно и сознательно контролировать и направлять психические процессы. Это важно делать как до, так и особенно в ходе самого соревнования и после его окончания. Ведущую роль здесь играют инструкции тренера, внушения и его указания. Для раскрепощения спортсменов полезно бывает снять запрет на игровую ошибку, всячески поощрять игровую инициативу и самостоятельность принимаемых решений.

Перед соревнованием и особенно после него полезно переключение на другие виды спорта, что помогает устранить психическую напряженность.

Максимальное приближение условий тренировки к соревнованиям — главное условие ее эффективности. Но при этом важно найти свой подход к каждому спортсмену, добиться его расположения и сотрудничества в решении поставленных задач.

Комментариев нет:

Отправить комментарий